Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

Комментарий эксперта

1. Современное трудовое право России рассматривает социальное партнерство в сфере труда в качестве своего «сквозного» института, пронизывающего практически все остальные институты. ТК РФ в концентрированной форме регулирует основные вопросы социального партнерства в сфере труда в рамках специальной части (ч. 2 ТК РФ) и специального раздела (раздел II ТК РФ).

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

2. Многолетняя деятельность МОТ, мировой опыт показывают, что социальное партнерство – не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для «индустриального (промышленного) мира», для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения.

Возможно, более точным был бы термин «социальный диалог» – как система взаимоотношений неравноправных экономически партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако российский законодатель с 1991 г. принял формулу «социальное партнерство». Эта формула берет начало с Указа Президента РФ от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», который утратил свою силу 28 мая 1996 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 № 743 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений». Этот термин прижился в России, и, самое главное, создается реальная система договорных взаимоотношений между сторонами трудовых отношений и их представителями, которая является при серьезном к ней отношении достаточно эффективной в условиях перехода к рыночной экономике.

В сфере социально-трудовых отношений именно концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, консалтинге, экспертизе, сотрудничестве, может и должна сыграть решающую роль в становлении реальной рыночной экономики.  Достижению этих целей в значительной степени могут способствовать реальные отношения социального партнерства, которые строятся в рамках бипартизма или трипартизма. Отношения, сторонами которых являются работники и работодатели (их представители), принято именовать отношениями двусторонними, или бипартизмом. Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют отношениями трехсторонними, или трипартизмом.

При этом на каждом из уровней интересы сторон представляют те или иные образования. Так, на государственном, федеральном уровне в этих отношениях участвуют представительные органы работников, объединения предпринимателей и органы государственного управления. Аналогичная ситуация складывается и на региональном и отраслевом уровнях. На уровне организации эти отношения имеют двусторонний характер.

3. Социальное партнерство – это не система органов, сформированная явочным порядком с помощью нормативных актов, и не зафиксированные в этих актах процедуры взаимоотношений сторон трудовых отношений. Это система взаимоотношений в сфере труда между реальными социальными партнерами в поиске соответствующих решений, содействующих социальной справедливости, построенная и реализуемая на определенных принципах.

Правовое регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений входит в число основных задач законодательства о труде (см. ст. 1 ТК РФ и комментарий к ней). Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 и комментарий к ней).

4. В ТК РФ на федеральном уровне регулируется весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее федеральное законодательство регулировало лишь отдельные аспекты социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей: заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Следует отметить, что многие субъекты Российской Федерации уже приняли свои собственные законы о социальном партнерстве. Например, Республика Карелия, Республика Мордовия, Красноярский, Ставропольский и Алтайский  края, Брянская, Вологодская, Самарская, Томская области, город Москва и др. Эта информация является полезной в условиях работы организаций на территории соответствующих регионов.

5. В отношении законодательства субъектов Российской Федерации, необходимо соблюдать общие правила, закрепленные в ст. 5 ТК РФ (см. комментарий к ней).

Полный текст статьи в ТК

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Авторизируйтесь, чтобы использовать сервис

Уникальные комментарии от экспертов кадровой отрасли доступны только авторизованным пользователям.