Статья 36. Ведение коллективных переговоров

Комментарий эксперта

1. КЗоТ РСФСР 1971 г. содержал гл. II, которая состояла из 8 статей и посвящалась коллективному договору, однако в ней не было даже термина «коллективные переговоры». Затем был принят Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях». В этом Законе уже была глава, посвященная коллективным переговорам, и поэтому ее можно с полным правом назвать точкой отсчета этой важной процедуры в колдоговорном процессе. Около 10 лет указанный Закон более или менее эффективно выполнял свою функцию.

2. Сегодня нормы, регулирующие все процедуры, связанные с ведением коллективных переговоров, урегулированием разногласий, гарантиями и компенсациями для лиц, которые  участвуют в переговорах, распространяются на все уровни – от коллективного договора в рамках организации до соглашений всех уровней.

3. Современное российское законодательство соответствует в этом аспекте международно-правовым нормам. Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949) не содержит определения коллективных переговоров, однако устанавливает, что они проводятся с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров, и призывает осуществлять в этой связи меры поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей и организациями работников.

4. Не дает определения коллективных переговоров и ТК РФ, поэтому можно воспользоваться международно-правовыми нормами. Так, Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) определяет коллективные переговоры как все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой в целях: определения условий труда и занятости; и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками; и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников. Коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т. е. не существует таких вопросов в отношениях по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

5. Международно-правовые акты закрепляют также принципы, на которых должны строиться коллективные переговоры. Во многом они нашли свое отражение в системе принципов социального партнерства, зафиксированных в ст. 24 ТК РФ. К числу важнейших из них относятся, в частности, принцип свободы и добровольности, принцип добросовестности.

6. Инициатива проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения может исходить от любой из сторон этих переговоров – представителей работников или работодателей. Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения. К таким представителям относят профсоюзные комитеты первичной профсоюзной организации, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т. п. Это предложение направляется другой стороне или сторонам в письменной форме. Письменное предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной: вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т. п. Процедура принятия данного решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей. Выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров органом или лицом, не имеющим надлежащих полномочий, не порождает у другой стороны или других сторон обязанностей по вступлению в переговоры. Правом на выдвижение предложения о начале коллективных переговоров обладают непосредственно работники организации, а также их представители: профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации; профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, которой поручено представлять интересы работников; единый представительный орган; иной представитель.

7. Статья 36 ТК РФ возлагает на представителей стороны, получившей письменное уведомление от другой стороны предложением о начале коллективных переговоров, обязанность вступить в переговоры и определяет для этого максимальный срок – 7 календарных дней со дня получения уведомления. При этом на них возлагается и обязанность направить инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

8. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа. Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

9. Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность.

10. В 2006 г. ст.36 ТК РФ была дополнена положением, в соответствии с которым не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями (так называемыми «желтыми профсоюзами»), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ. В настоящее время таких исключений не установлено: работников на коллективных переговорах представляют профессиональные союзы, их организации, объединения, а в случае их отсутствия либо малочисленности – иные представители.

Полный текст статьи в ТК

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Авторизируйтесь, чтобы использовать сервис

Уникальные комментарии от экспертов кадровой отрасли доступны только авторизованным пользователям.