Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Комментарий эксперта

1. Одной из особенностей трудового права России является то, что система источников этой отрасли права включает в свой состав довольно большой массив международно-правовых актов, содержащих принципы и нормы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Такое положение основывается на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Те же положения содержатся в ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Закон о международных договорах).

В практическом плане данное положение Закона открывает возможность и необходимость прямого использования норм международного трудового права всеми субъектами правоприменения в нашей стране. Необходимость прямого применения принципов и норм международного права вытекает и из содержания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (далее – Постановление о применении общепризнанных принципов международного права), в котором подчеркнуто, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами принципов и норм международного права вообще и международного трудового права в частности Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения:

1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Постановления о применении общепризнанных принципов международного права).

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений, одним из которых является МОТ;

2) международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Закона о международных договорах).

Частью правовой системы РФ являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства – правопреемника Союза ССР. Согласно п. «а» ст. 2 Закона о международных договорах под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.). Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

3) согласно ч. 3 ст. 5 Закона о международных договорах положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерацией принимаются соответствующие правовые акты. К числу непосредственно действующих в России международно-правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, относятся:

а) Филадельфийская 1944 г. и две Женевские декларации МОТ 1998 г. и 2008 г., формулирующие общепризнанные принципы международного трудового права и фундаментальные трудовые права, являющиеся основополагающими началами для национального правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений для всех государств – членов МОТ;

б) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (см. ст. 2 ТК РФ и комментарий к ней).

Наряду с непосредственно действующими в нашей стране международно-правовыми актами система трудового права России включает принципы и нормы международного права, которые содержатся в пактах ООН, конвенциях МОТ, международно-правовых актах, принимаемых региональными объединениями государств, а также в двусторонних соглашениях и договорах, заключаемых Россией с иностранными государствами.

Как правило, эти международно-правовые акты становятся частью правовой системы России не автоматически. По крайней мере, в трудовое право России они включаются (имплантируются) фактически только двумя способами.

Способ 1. Путем ратификации пактов, конвенций и иных актов международных организаций или их органов, участником (членом) которых является Россия.

Способ 2. Посредством ратификации двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров, заключаемых Россией с другими государствами.

Первый способ пополнения российской правовой системы принципами и нормами международного права производен от правотворческой деятельности ООН, МОТ, европейского регионального объединения государств (Совета Европы и Европейского союза), СНГ

Например, в таких актах ООН, как «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» 1966 г. и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г., формулируются основные социально-экономические права трудящихся. Аналогичную роль применительно к конкретному региону выполняют акты, принимаемые Советом Европы, членом которого является Россия, и Европейским союзом, членом которого Россия не является.

В частности, Совет Европы принял более 130 конвенций, в том числе Конвенцию «О защите прав человека и основных свободах» (1950) и Европейскую социальную хартию (1961), подписанную Россией 14.09.2000, но пока ею не ратифицированную.

Российская Федерация как государство – член СНГ является субъектом многосторонних соглашений, принятых в рамках этой международной организации, отдельные из которых содержат положения, регулирующие трудовые отношения.

Примером таких актов является Соглашение 1994 г. Правительств государств – участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», ратифицированное Федеральным законом от 24.04.1995 № 47-ФЗ, которое содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ.

Примером двусторонних документов может служить Соглашение между Правительствами РФ и Киргизской Республики «О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов», заключенное 28.03.1996 и ратифицированное Федеральным законом от 14.11.1997 № 139-ФЗ. Подобного рода соглашения заключены и с другими государствами. 2. Нормы международного права служат, прежде всего, источником основополагающих прав трудящегося человека в современном человеческом сообществе.

Например, Всеобщая декларация прав человека в ст. 23 закрепила следующие права такого рода:

1) каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;

2) каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд;

3) каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;

4) каждый имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

5) каждый имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск (ст. 24 Всеобщей декларации прав человека).

Одним из важнейших международных правовых актов, устанавливающих фундаментальные трудовые права, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст. 6 которого гласит: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права. 2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека».

Участвующие в Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности (ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах):

a) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей;

б) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

в) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Согласно ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в нем государства обязуются обеспечить:

a) право каждого человека создавать для осуществления своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других;

б) право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым;

в) право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других;

г) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны. Российские принципы правового регулирования отношений в сфере труда базируются также на нормах международного трудового права, содержащихся в документах Международной организации труда (МОТ), членом которой является Российская Федерация.

Роль данных документов выполняют в первую очередь такие основополагающие документы МОТ, как ее Устав, Декларация «Относительно целей и задач Международной организации труда» (далее – Декларация о МОТ), принятая 10.05.1944 на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ в Филадельфии, Декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (далее – Декларация о принципах в сфере труда), которая принята 18.06.1998 Международной конференцией труда на 86-й сессии в Женеве, и Декларация «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации», принятая 10.06.2008 Международной конференцией труда на 97 сессии (далее Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации).

Устав и Филадельфийская Декларация МОТ устанавливают следующие фундаментальные идеи, на которых основываются вся деятельность Организации и создаваемые ею нормы международного трудового права: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве и постоянными и согласованными усилиями в международном масштабе, в которых представители трудящихся и работодателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

В свою очередь, Декларация о принципах в сфере труда к числу фундаментальных принципов международного трудового права относит: свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Принимая Декларацию о принципах в сфере труда, Международная конференция труда подчеркнула, что:

a) свободно вступая в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Декларации о МОТ, и обязались добиваться достижения всех целей Организации, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства с полным учетом присущих им особенностей;

б) указанные принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.

Одновременно Декларация о принципах в сфере труда фактически возложила на государства – члены МОТ новую обязанность, содержание которой основывается на том, что даже в случае отсутствия у них актов ратификации каких-то конкретных конвенций они, тем не менее, имеют одно общее обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ. Суть этого обязательства состоит в необходимости в соответствии с Уставом МОТ добросовестно соблюдать, а также содействовать применению и претворению в жизнь принципов, касающихся основополагающих прав, содержащихся в декларациях и соответствующих конвенциях.

Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации внесла определенные дополнения к перечисленным идеям и принципам правого регулирования труда, суть которых сводится к следующему: в контексте ускоряющейся глобализации экономических и социальных процессов усилия каждого государства-члена МОТ, направленные на исполнение уставного мандата МОТ, должны также распространяться на то, чтобы превратить полную и продуктивную занятость населения и достижение цели обеспечения человека достойным трудом в стержень экономической и социальной политики, которая должна строится на, в равной степени важных, четырех стратегических задачах МОТ, которые могут быть резюмированы следующим образом:

i) содействие занятости благодаря формированию институциональной и экономической среды, в которой: - все люди могут расширять и повышать свои потенциальные возможности и навыки, необходимые им для того, чтобы иметь производительную работу, обеспечивающую им достижение личных целей и общего благополучия; - все предприятия, как государственные, так и частные, являются жизнеспособными, благодаря чему обеспечивается рост и расширяется занятость, а также возможности и перспективы для всех; - общества могут добиваться своих целей экономического развития, высокого уровня жизни и социального прогресса;

ii) разработка и расширение мер социальной защиты – социального обеспечения и защиты работников, - которые бы носили устойчивый характер и отвечали национальным условиям конкретной страны, в том числе: - расширение социального обеспечения и распространение его на всех, включая меры по предоставлению основного дохода всем нуждающимся в такой защите лицам, и адаптация сферы ее охвата в целях удовлетворения вновь возникающих потребностей и преодоления неуверенности, порождаемой стремительными технологическими, общественными, демографическими и экономическими переменами; - здоровые и безопасные условия труда; - политика в сфере оплаты труда, продолжительность рабочего времени и другие условия труда, нацеленные на обеспечение того, чтобы все по справедливости получали свою долю общественных благ и чтобы минимальный прожиточный уровень обеспечивался для всех работающих, а защита распространялась на всех нуждающихся в ней лиц;

iii) содействие социальному диалогу и трипартизму как надлежащему способу: - приведения решений стратегических задач в соответствие с потребностями и возможностями каждой страны; - перевода экономического развития в русло социального прогресса, а социального прогресса в русло экономического развития; - содействия достижению консенсуса по соответствующим мерам национальной и международной политики, оказывающим воздействие на занятость и стратегии и программы в области достойного труда; - придания эффективного характера трудовому законодательству и трудовым институтам, в том числе в отношении признания трудового правоотношения, содействия нормальным трудовым отношениям и создания эффективно действующих систем инспекции труда;

iv) соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые имеют особую важность и как основополагающие права, и как благоприятные условия, необходимые для всеобъемлющего решения всех стратегических задач, отмечая, что: - свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров является чрезвычайно важными предпосылками решения четырех стратегических задач; - нарушение основополагающих принципов и прав в сфере труда не может применяться или использоваться иным образом в качестве признанного и законного сравнительного преимущества и что трудовые нормы не должны использоваться в целях протекционистской торговой практики.

3. Нормы международного трудового права содержатся главным образом в конвенциях МОТ, которая является специализированной организацией ООН, уполномоченной мировым сообществом на разработку и принятие международных трудовых стандартов.

Данные стандарты представляют собой результат международно-правового нормотворчества, нацеленного на регулирование труда с помощью принятия многосторонних соглашений (конвенций) государств членов МОТ. Они касаются самых разных вопросов применения наемного труда, улучшения его условий, охраны, защиты индивидуальных и коллективных интересов работников и др. К настоящему времени МОТ приняты три декларации и 188 конвенций. Из них в России в настоящее время действует 56 конвенций. 4.

Согласно ч. 2 ст. 10 ТК РФ положения международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, имеют приоритет над другими нормам российского трудового права, поэтому в случае коллизии норм таких международных договоров с законами и иными правовыми актами России, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Об этом же говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 5 Закона о международных договорах.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации действуют в Российской Федерации непосредственно. В практическом плане это означает необходимость для всех субъектов применения норм трудового права в России знать и применять положения тех конвенций МОТ, которые ратифицированы нашей страной.

Полный текст статьи в ТК

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Авторизируйтесь, чтобы использовать сервис

Уникальные комментарии от экспертов кадровой отрасли доступны только авторизованным пользователям.